As decreed by the President of the Russian Federation, non-working days are extended through May 31. This means there will be no performances, the theatre's box office will be closed.

Please take care of yourself, stay at home, and join our online broadcasts!

Фрагменты интервью Арнольда Аронсона с Ричардом Шехнером

19 July 2019

В преддверии лекции профессора Колумбийского Университета Арнольда Аронсона «Театр среды: история, теория и проблематика», посвященной enviromental-театру, публикуем фрагменты его интервью с Ричардом Шехнером, выпущенного по случаю пятидесятилетия спектакля «Дионис 69». Полный текст интервью скоро будет опубликован в журнале «Театр.».

Электротеатр Станиславский благодарит летний фестиваль искусств «Точка Доступа» и Посольство США за возможность проведения лекции.

Арнольд Аронсон: 6 июня 1968 года на Вустер-стрит в нижнем Манхэттене, в районе, который вскоре стал известен как Сохо, в небольшой, специально переоборудованной и переименованной в Гараж мастерской была показана адаптация «Вакханок» Еврипида. Созданная и поставленная Ричардом Шехнером с труппой молодых актеров из The Performance Group, она станет знаковым спектаклем американского авангарда, а сценография и режиссура окажут глубокое влияние на театр в США и за их пределами. Постановка была примечательна по нескольким причинам, в том числе благодаря особой физической игре всего ансамбля, включением элементов ритуала, работой с темой наготы и эротизма, отделением актера от его персонажа, многочисленными отсылками к современному обществу и политике, а также нерадужным видением мрачного будущего – в финальной части спектакля актер, игравший Диониса, выдвигал свою кандидатуру на пост президента, сопровождая это призывами к зрителям к активным действиям, выходу из гаража на улицу, и заканчивая нацистским приветствием. Спектакль отразил дух того времени – конца 1960-х годов. Однако причиной его последующего значения и продолжительного влияния были режиссура и использование пространства спектакля, которые Шехнер окрестил театром среды. По мнению Шехнера и художников спектакля, Джерри Рохо и Майкла Кирби2, театр среды охватывает всю полноту естественного процесса создания театра (см. Рохо 1975).

Аронсон: Зрители могли физически определять свое местонахождение по отношению к спектаклю и к другим зрителям. Такая расстановка кажется общеупотребимой сегодня, но переоценить радикальную природу этой сценографии и мизансценирования, а также того влияния, которое они оказали тогда, трудно. Шехнер в действительности признавал, что фундаментальная идея не нова – аналогичные сценические практики могут быть обнаружены в средневековом театре, а также – во многих популярных формах театра по всему миру, в нескольких примерах из авангарда начала XX века, в работах Ежи Гротовского. И Шехнер уже поставил несколько спектаклей в такой манере за пределами Нью-Йорка. Сам термин был заимствован у Алана Капроу, создателя первого хэппенинга, из его книги 1966 года “Assemblage, Environments, & Happenings”. Введя термин, Шехнер сгенерировал целое театральное движение.

Ричард Шехнер: В 1968 я написал эссе «Политика экстаза». В нем я говорил, что если мы собираемся танцевать с Дионисом, мы закончим тем, что будем танцевать с отрубленными головами наших сыновей на палках. Я смотрел на «Диониса» как на предостерегающую сказку, а не на историю об освобождении. Она заканчивается нацистским приветствием. И декларацией: «Мы не хотим больше ритуалов! Мы хотим реальных действий!» (2). (Так что для меня в этих молодежных движениях – хиппи, йиппи – там много названий – много хороших вещей, смешных, политически важных, но также – профашистских в их доверии Дионису). Дионис – фигура хаотичная, действующая вне логики; он действует вне рациональности и вводит нас в хаос.

Ричард Шехнер: Сразу после «Диониса» в 1969 мы сделали «Макбет» – мою адаптацию шекспировской пьесы, которую вряд ли можно назвать моделью общества. И потом мы сделали «Коммуну» (1970), коллективно сочиненную работу, рассказывающую историю банды Мэнсона –  убийцы Шэрон Тейт, войны во Вьетнаме и американской истории – от прихода «нового мира» через идеи и сочинения Мелвилла, Торо и собственных историй самих перформеров об убийственной эпохе. Она ведь довольно убийственна, не так ли? Я имею в виду, что мои пьесы довольно мрачные и «Дионис» – не исключение, кроме первой части, в которой есть люди, смотрящие только на светлую сторону луны и не видящие темной.

An interview with Richard Schechner on the 50th anniversary of Dionysus in 69

Share this: