As decreed by the President of the Russian Federation, non-working days are extended through May 31. This means there will be no performances, the theatre's box office will be closed.

Please take care of yourself, stay at home, and join our online broadcasts!

100 лет со дня рождения актера, режиссера Льва Елагина

10 September 2018
Лев Елагин
8 photo

10 сентября исполняется 100 лет со дня рождения актера, режиссера Льва Елагина. Он не был знаменит и популярен, но был одной из самых интересных личностей в истории нашего театра 1940-х – 1950-х годов.

В 1935 году юный Елагин поступил в Оперно-драматическую студию к К.С. Станиславскому, к которому, как писал, относился с «детской влюбленностью». Его первой ролью стал Тузенбах во флагманском спектакле «Три сестры», в шинели которого он выходил на сцену больше 500 раз.

В 1941 году вместе с некоторыми другими студийцами добровольцем пошел на войну, был зачислен в зенитно-артиллерийский полк, охранявший небо Москвы, отслужил до самой Победы, участвуя в дивизионной самодеятельности, а ближе к концу войны совмещая службу с выездами на вечерние спектакли в Студию.

Елагин сыграл не так много больших ролей: Гоуард в «Глубоких корнях»,Талызин в «Грибоедове», Сорин в «Чайке», Мистер Доррит в «Крошке Доррит». Любя театр и свою профессию, он в то же время трезво оценивал свои возможности, «типаж», свою актерскую зависимость, к тому же ему было явно тесно в послевоенном репертуаре. Уже в середине 1940-х он задумывается о режиссуре, пробует себя и как драматург. В 1951 году вместе с Е. Весником и А. Диким они ставят спектакль «Правда о его отце», а в 1962 он дебютирует самостоятельной постановкой «Все только начинается».

Елагина интересовал мир вообще: литература, внешняя политика, мода (а женат он был на художнике-модельере Алле Левашовой), английский язык, которым он неустанно занимался. По воспоминаниям, в любую свободную минуту его можно было найти с книгой в руках. В его дневниках каждую запись с лаконичной фиксацией событий и обязательным их анализом (то ироничными наблюдениями, то горькими размышлениями о себе и своем месте в профессии) всегда завершало «читал…» – и несколько названий.

В 1957 году Елагин с режиссером Александром Ароновым придумал, организовал и вел вечернюю студию при театре для старшеклассников, выпускники которой впоследствии не только вошли в труппу нашего и других театров, но стали всесоюзно знаменитыми. И сегодня эта Студия уже превратилась в легенду, как и сама Студия Станиславского.

К середине 1960-х годов Елагин почувствовал, что его судьба в театре исчерпана, и ушел в Редакцию литературно-драматических программ на Центральное телевидение, где сполна могла реализоваться его любовь к литературе и тяга к режиссуре. В 1967 году он стал художественным руководителем IV программы, посвященной культуре. С конца 1960-х Елагин работает над многосерийным телефильмом «Былое и думы» по А. Герцену, 17 серий выходили на экраны в течение нескольких лет. За этой работой последовали телеспектакли из пушкинского цикла – «Египетские ночи», «Домик в Коломне», вызвавшие общественный резонанс.

В жанре телеспектакля его увлекало соединение разных материалов: художественного текста, документальной и мемуарной литературы, связанных творческой индивидуальностью актера-интерпретатора и снятых на камеру по принципу репортажа. Игровые сцены зачастую комментировались авторским монологом, обращенным напрямую к зрителям, рожденным будто бы здесь и сейчас. Елагин много и вдохновенно работал над спектаклями поэтического театра, экранизируя Э. Багрицкого, Б. Корнилова, А. Мицкевича, О. Берггольц, А. Твардовского... Особенными в этом ряду стали передачи, посвященные Блоку и созданные в содружестве с Аллой Демидовой – «Стихи о прекрасной даме», поэма «Возмездие», «Александр Блок. Родина».
С увлечением Елагин снимал и творческие портреты коллег по цеху: Марецкой, Ульянова, Райкина, Папанова, Плятта, Менглета, каждый раз находя новые ключи для раскрытия самой сути человеческой индивидуальности.

Смерть настигла его на рабочем месте в Останкино, 15 апреля 1986 года.

Share this: