Памятная дата: 105 со дня рождения Лилии Гриценко
24 декабря мы вспоминаем народную артистку РСФСР Лилию Олимпиевну Гриценко (1917–1989), со дня рождения которой исполняется 105 лет. На заре Театра им. К. С. Станиславского, в 1940-е – 1950-е, она была его безусловной первой актрисой, лирической героиней. На имя Гриценко продавали билеты, она первая была удостоена звания народной, для нее писали пьесы драматурги.
В 1937 году Гриценко, студентка расформированной студии при Большом театре, поступила в Оперно-драматическую студию К. С. Станиславского, на оперное отделение в класс Антонины Неждановой. Одаренная и вокальным, и драматическим талантом, красотой, свободой и обаянием, Гриценко поначалу была занята одновременно и в оперных, и драматических спектаклях, пела партию Чио-чио-сан и княжны Мэри в одноименной опере Дехтерева, играла Инессу в популярнейшей «Дуэнье», музыкальной комедии по Шеридану. Ее музыкальность нуждалась в особом репертуаре и режиссуре, и возникший в 1941 году личный и творческий союз с Борисом Равенских, «музыкальным» режиссером, был настоящим совпадением двух единомышленников. Благодаря этому союзу родились комедии «С любовью не шутят» Кальдерона и «В тиши лесов» Павла Нилина. В начале 1950-х, когда Равенских пригласили в Малый театр, Гриценко пыталась уйти за ним, но главный режиссер Михаил Яншин не отпустил актрису, посчитав, что ее уход будет ударом для театра. О сыгранных ею в 50-х ролях мечтала бы любая актриса: наивная и целеустремленная Заречная в «Чайке», честная и чуткая Елена Тальберг в «Днях Турбиных». Лариса в «Бесприданнице» вызвала общественную дискуссию нетривиальностью трактовки – Гриценко играла ее хрупкой и сломленной, а не протестующей. А об ее чистой, порывистой, влюбленной Нине Чавчавадзе из спектакля «Грибоедов» критика писала взахлеб даже спустя десятилетия, вспоминая, что актриса играла «с той степенью обнаженности чувств, какая была в ту пору мало кому доступна». Несмотря на востребованность, в немузыкальных спектаклях, особенно по заурядным современным пьесам, Гриценко скучала, ища самовыражения в концертной деятельности, и в 1957 году все-таки оставила труппу, в течение нескольких лет гастролируя как камерная певица. Но 1960 году вновь соединилась со своим режиссером Равенских, но уже в Театре им. А. С. Пушкина.