Прощание в июне
50 лет назад, в июне 1972 года на гастролях в Красноярске впервые был показан зрителю спектакль Театра им. К. С. Станиславского «Прощание в июне» по пьесе Александра Вампилова, который должен был стать первой постановкой Вампилова на московской сцене.
Для театра это была уже третья попытка поставить «молодого иркутского драматурга». Еще в начале 1967 года главреж Борис Львов-Анохин пытается закрепить за театром «Утиную охоту», прочитанную автором труппе, однако не получает разрешения ни Главного управления культуры Москвы, ни Управления театров Министерства культуры.
Несмотря на неудачу с «Охотой», спустя год театр заключает договор с Вампиловым на его раннюю одноактную пьесу «Двадцать минут с ангелом», в пару к которой Вампилов должен дописать еще одну. К ноябрю 1968 года он дописывает вторую одноактовку, и вместе они составляют пьесу «Провинциальные анекдоты», которая должна войти в репертуар сезона 1968/1969 годов.
Однако и «Анекдоты» вызывают в московском управлении культуры острое неприятие. В 1972 году «Анекдоты», отчасти переделанные, все же пробивает к постановке БДТ, и спустя месяц после мартовской премьеры ее режиссер Александр Товстоногов вместе с главным художником БДТ Эдуардом Кочергиным приезжают ставить «Прощание в июне» в Театр им. К. С. Станиславского. Символически намеченный к выпуску в июне (а, возможно, и подгоняемый конкуренцией с Театром им. Ермоловой, где репетируется «Старший сын»), спектакль готовят в сжатые сроки и прогоняют уже на длинных летних гастролях в Красноярске и Барнауле заменами, вне официального репертуарного плана. На прогон и сдачу представителю управления культуры в Красноярск приезжает и Вампилов, дружески общается с труппой, участвует в застольях.
В письме завлиту БДТ Дине Шварц Вампилов писал:
Сообщаю Вам, что был я в Красноярске, у Сандро, на сдаче «Прощания в июне». Спектакль принят, но, по-моему (и Сандро так думает), он еще не готов. Сандро работал как зверь, многого достиг, но промахнулся в назначении актера на главную роль. За мою небольшую, но все-таки практику, я ни разу не вмешивался в распределение ролей и тем более никогда еще не оспаривал результата. Но это особый случай. Ошибка очевидна и непоправима никаким способом, кроме одного: заменить актера или назначить на эту роль второго исполнителя, который впоследствии должен оказаться первым и единственным. И я надеюсь, что Сандро на это пойдет.
Товстоногов услышал драматурга и заменил Эммануила Виторгана, играющего главную роль Колесова, на выбранного Вампиловым Василия Бочкарёва, первоначально распределенного на Букина. Его вводят во время следующих гастролей, в августе, в Херсоне, когда «Прощание в июне» уже официально стоит в афише. Тогда же приходит известие о трагической гибели Вампилова, которому увидеть спектакль с новым исполнителем, как и московскую премьеру, состоявшуюся 29 октября, уже не довелось.
Вспоминает Василий Бочкарёв: «Спектакль получился хорошим. Таню, возлюбленную Колесова, играла Наташа Варлей. В сцене свидания в саду зал затихал, как только мы с ней выходили из-за кулис. Понятно было, что между молодыми героями происходит что-то важное в этот момент. По-живому, по-земному понятно. Когда в финале стояли по краям сцены у противоположных порталов, а между нами пустое пространство расстилалось, сквозь него, казалось, искры летели – такое напряжение было. И в зале стояла такая же напряженная тишина» (Вопросы театра. 2016. №1-2).
Спектакль действительно ждал успех и долгая жизнь, его играли больше 10 лет, вплоть до середины 1980-х годов.