Умер Пётр Мамонов
Петр Николаевич Мамонов (1951 – 2021) умер этим летом. Сколько он значит для российской культуры и нашего самосознания, описано разными замечательными специалистами в области рок-музыки, контркультуры, театра и кино. Панк-музыкант Сергей Рыженко в далеком 1984 году сказал, что Мамонов озвучивает «русские народные галлюцинации». Редактор «Нашего радио» Михаил Козырев в начале 2000-х утверждал, что по системе координат Мамонова меряет уровень свободы. Почти все говорили, что он делает на сцене то, что делать нельзя, а если он делает – значит, все можно.
Метафизический прыжок изнутри себя артист совершал и на театральной сцене – его дебют пришелся на начало 1990-х и на Драматический театр Станиславского, где вместе с режиссером Олегом Бабицким и актером Денисом Бургазлиевым вышли «Лысый брюнет», потом «Полковнику никто не пишет», а потом появились моноспектакли «Есть ли жизнь на Марсе?» и «Шоколадный Пушкин». Довольно регулярно играя на сцене театра Станиславского, Петр Мамонов отстроил отдельный мир – место перформативного волеизъявления, которое тогда трудно было представить на сцене стационарного театра.
Способ бытия и творчества, присущие Петру Николаевичу Мамонову, сложились в потрясающе удивительную картину свободы, честности и риска, которая поражала цельностью и когда он был жив, и сейчас, когда мы глубоко скорбим об уходе абсолютно великого артиста, художника и человека.