Cycle of seminars from the independent Theatrum Mundi laboratory
Duration: 2 часа
Лаборатория как организационная форма пережила свой расцвет в российском театре в постперестроечные годы, на излете студийного движения, и снова переживает его сегодня. Прошлому и настоящему сценических лабораторий посвящен №39 журнала «Театр.». На его презентации в Электротеатре авторы, редакторы и герои номера обсудят результаты, перспективы, надежды и разочарования этого процесса.
Участники встречи:
Алла Шендерова, театральный критик, редактор журнала «Театр.»
Борис Юхананов, режиссер, художественный руководитель Электротеатра Станиславский
Кристина Матвиенко, театровед, Электротеатр Станиславский
Юлия Лидерман, культуролог, с.н.с. Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС
Валерий Золотухин, историк театра, с.н.с. Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС
Независимая исследовательская лаборатория Theatrum Mundi была задумана и создана в 2007 году культурологами, искусствоведами Юлией Лидерман и Марией Неклюдовой как образовательный проект, призванный помочь магистрантам и аспирантам Российского государственного гуманитарного университета ближе познакомиться с возможностями театральной теории. Однако педагогические рамки вскоре оказались ей тесны, и лаборатория стала площадкой для кросс-дисциплинарных исследований и интеллектуальных дискуссий. Этому способствовал ее выход за пределы университета — сперва благодаря сайту (http://theatrummundi.ru), а затем серии публичных семинаров, в 2014 году проходивших в Центре авангарда, а с 2015 – в Электротеатре Станиславский совместно со «Школой современного зрителя и слушателя».
В фокусе внимания постоянных участников лаборатории, среди которых Валерий Золотухин, Ольга Астахова, Ольга Рогинская, Галина Шматова, Ольга Аннанурова, Варвара Склез и многие другие, находятся теоретические концепции, определяющие наши способы рассмотрения современного искусства. Это может быть «Постдраматический театр» Ханса-Тиса Леманна, или «Эстетика перформативности» Эрики Фишер-Лихте, или теории и практики Ежи Гротовского, равно как и целый ряд других, порой менее очевидных позиций. Главное – это ситуация диалога между исследователями и практиками, «действующими лицами» и зрителями, представителями разных дисциплин и не всегда совпадающих точек зрения.