Чайка
Комедия Антона Чехова
Режиссеры: Платон Лесли, Михаил Яншин
Share this:
The premiere took place in 16 December 1954.
Автор: Антон Чехов
Режиссеры: Платон Лесли, Михаил Яншин
Художник: Борис Эрдман
Премьера спектакля, представлявшего «классическую» линию репертуара, сближающего театр с МХАТом, состоялась дважды. В первой редакции роль Нины играла Лилия Гриценко. После ее ухода из театра, спектакль возобновили в январе 1960 года в новом молодом составе, где в роли Нины ярко дебютировала Алефтина Константинова, Треплева сыграл Юрий Гребенщиков, а Аркадину Татьяна Семичова.
Первое, что хочется отметить в спектакле, – это глубокая, вдохновенная игра заслуженной артистки РСФСР Л. Гриценко. Исполнительница сумела передать необычайное, «чеховское» изящество своей героини, ее душевное богатство, всю полноту ее чувств. Актриса большого обаяния, Л. Гриценко воссоздает наивную непосредственность Нины Заречной в первых актах, ее женственность и вместе с тем огромную силу – в последних. В Нине – Гриценко все гармонично, это на редкость цельный, завершенный образ. Шаловливость, сохранившаяся в ней от недавнего детства, сочетается с робкой девичьей грацией, молодые порывы и мечты – с большими устремлениями, ясной целью. Самая главная и самая яркая черта в Нине – ее всепоглощающая любовь к искусству.
Христич А. «Чайка» // Львовская правда. 1955. 26 августа.
Великолепна Аркадина (Т. Семичова) – сложнейший, противоречивый образ. Ясна, как солнышко, прозрачна Нина Заречная (А. Константинова). Так и кажется: поднимет руки, как крылья, и взлетит в чистое небо… а жизнь беспощадна. Последний акт прекрасен у актрисы. Местами очень трогает Треплев (Ю. Гребенщиков). Он юный, молодой, ищущий. В спектакле много актерских удач. И совсем не мешает то, что режиссер и художник поставили спектакль без всяких новшеств, в хороших традициях МХАТа.
Нар. арт. СССР Анджапаридзе В. Встречи с чеховскими героями // Груз Таг. 1960.
В постановке […] «Чайка» предстает как произведение с глубокими размышлениями о сложности и многогранности жизни, о сплетении человеческих судеб и характеров, без примитивного разделения людей на «ангелов и подлецов», против которого так восставал Чехов. Театр сумел показать самое главное в чеховском подходе к действительности – сложность отношений, неустроенность людей и предчувствие (в Чайке едва лишь намечающееся) неизбежного обновления жизни России, всего человечества.
Бялый Г., Альтшуллер А. «Чайка» // Кавказская здравница. 1960. 22 июля.
Среди удачно и глубоко сыгранных ролей хочется остановиться на Маше в исполнении Н. Мейер. Эта талантливая актриса несет на сцену жизнь. Поэтому и невозможно сказать, что она играет. При каждом ее выходе на сцену как бы оживают и другие персонажи. Сколько мыслей, душевной неудовлетворенности таит в себе Маша – Мейер. И мы проникаемся по отношению к ней большой симпатией, сочувствуем ей и вместе с ней переживаем боль ее неразделенной любви.
Кумысников Х. «Чайка» // Советская Татария. 1963. июль
Performers
Аркадина:
Тина Гурко
Татьяна Семичова
Татьяна Семичова
Треплев:
Александр Головин
Юрий Гребенщиков
Юрий Гребенщиков
Тригорин:
Борис Белоусов
Заречная:
Лилия Гриценко
Алефтина Константинова
Алефтина Константинова
Сорин:
Лев Елагин
Дорн:
Аркадий Зиньковский
Сергей Мартьянов
Сергей Мартьянов
Шамраев :
Петр Зиновьев
Аркадий Кругляк
Аркадий Кругляк
Полина Андреевна:
Марина Вилькомирская
Наталья Кринская
Наталья Кринская
Маша:
Мария Мищенко
Нонна Мейер
Наталья Кринская
Нонна Мейер
Наталья Кринская
Медведенко:
Виктор Сускин
Сергей Ляхницкий
Владимир Любимов
Сергей Ляхницкий
Владимир Любимов
Яков:
Александр Калужский
Леонид Сатановский
Анатолий Волков
Леонид Сатановский
Анатолий Волков
Повар:
Алексей Кулешов
Сергей Усин
Виктор Сускин
Сергей Усин
Виктор Сускин
Горничная:
Людмила Карп
Ирина Прейс
Ариадна Протопопова
Ирина Прейс
Ариадна Протопопова