Фото Валерия Абрамова

Первый вариант «Вассы Железновой»

По пьесе Максима Горького
Режиссер: Анатолий Васильев
Share this:

The premiere took place in 7 June 1978.

Автор: Максим Горький    
Режиссер: Анатолий Васильев
Сценография: Игорь Попов

Обращение театра к раннему дореволюционному варианту пьесы Горького «Васса Железнова» стало обновлением представлений не только о драматурге, но о себе самом. Спектакль Анатолия Васильева вышел как программное заявление нового художественного руководства театра, коллегии молодых режиссеров, не только продемонстрировав уровень возможностей труппы и уровень художественного высказывания, но возможности метода действенного анализа и самого психологического театра как такового.

Пространство, сотворенное в новой «Вассе Железновой» Игорем Поповым, парадоксально соединяло два враждебных начала: выгнутой кривой линией обрезала добрую половину сцены белесоватая стена, на которой был обозначен знакомый орнамент интерьера Художественного театра. Рядом с этим знаком нового века, ничем с ним не связанный, доживал заставленный и захламленный, никакой архитектурой не осмысленный нелепый дом. Взору открывались не античные капители, а российское захолустье, с лестницей, ведущей на голубятню, и самой голубятней, где тоскливо слонялись белые голубки. Их беспрерывная тревожная воркотня вклинивалась в паузы спектакля, накликая всему этому нелепому и несоразмерному миру мрачный исход. Социальный смысл в этом спектакле произрастает на довольно непривычной для театра Горького почве. Историческая тема вырождения рода и дела разработана прежде всего как тема биологического вырождения семьи. [...] Социальные отношения героев пьесы исследованы не только на уровне прямо выраженных имущественных интересов, но и на уровне микропсихологическом, характерном для искусства второй половины XX века. Скальпель режиссера, вторгающийся, казалось бы, в заповедные зоны, с особой остротой приоткрывает сокрытую черту трагического балагана вымирающей эпохи: полное отсутствие, едва ли не патологическое, настоящих страстей и желаний. Через это и дан характер катастрофически вырождающегося времени.
Смелянский А. Тема и вариации // Театр. 1979. №6.
А. Васильев резко растягивает психологический диапазон каждого лица. Всякий человек оказывается непостижимо и ужасающе широк. Живет в головокружительных и жестоких перепадах. Люди в спектакле катастрофически утратили чувство середины жизни, ощущение ее значительности. Утратив опору, связующее начало, они перекатываются от крайности к крайности. [...] В этих переходах от умирания к убиванию, от задушевности к исступлению режиссер ищет не контрастов, а естественности, цельности, глубинной диалектики национального характера. Режиссер Васильев — столько же психолог, сколько и метафизик. Вне этого сочетания, вероятно, невозможно понять то новое, что он принес в театр конца 70-х. Это было время, когда назрела необходимость притока новых, вдохновляющих художественных идей, существенных перемен. Серьезность, кризисность ситуации была осознана и критиками, и практиками театра. «Первый вариант „Вассы Железновой» стал началом нового художественного движения, которое по разным причинам… не осуществило себя.
Иванов В. Горьковский спектакль: традиции и канон // Проблемы советской режиссуры 60-х – 70-х годов. М., 1987. С. 253–256.

Performers

Прохор Железнов:
Георгий Бурков
Людмила, жена Павла:
Марина Хазова (студентка ГИТИСа)
Наталья, жена Семёна:
Людмила Полякова
Павел:
Василий Бочкарёв
Семен :
Борис Романов
Ее дети::
Анна:
Алла Балтер
Васса Петровна Железнова:
Елизавета Никищихина
Михайло Васильев, управляющий:
Юрий Гребенщиков
Дунечка, дальняя родственница:
Татьяна Ухарова
Липа, горничная:
Наталья Каширина
Анисья, горничная:
Татьяна Назарова