Уважаемые гости! В фойе театра проходит выставка Андрея Безукладникова «Эхо андеграунда». Часы работы: ежедневно с 11:00 до 22:00.

The Life and Unusual Adventures of Salomon Maimon

A multimedia performance based on Salomon Maimon's Autobiography
Directed by Andrei SilvestrovWatch the trailer
Share this:

Duration: 83 minutes

The premiere took place in 18 February 2021.

Directed by Andrei Silvestrov
Script by Uri Gershovich, Lyusya Artemyeva, Andrei Silvestrov, based on Salomon Maimon's Autobiography (as
edited by Semyon Yakerson)
Designed by Stepan Lukyanov
Costumes designed by Anastasia Nefyodova
Animation designed by Ilya Starilov
Camera work by Vladimir Usoltsev
Music by Alexei Nadzharov, Maria Logofet, Grigory Sandomirsky

The main character of this play, the focus of all the events taking place in a self-powered electric box, is the talented scientist and philosopher Salomon Maimon, who was born in the middle of the 18th century in a small Jewish town, and who chose the search for truth over the career of a rabbi or doctor and the pursuit of personal prosperity.

Standing on the stage of a folk theatre – for this is how the media theatre of Andrei Silvestrov and his fellow co-authors is arranged – Salomon Maimon talks about his life and the events that happened to him on his way from a provincial town to Berlin, the European capital of philosophy. In an autobiographical manner of narration, the ideas of the German Enlightenment and the traditions of the picaresque novel are closely intertwined. Each of the 21 scenes of the media play is dedicated to a specific incident in the hero's life – sometimes entertaining, sometimes funny, sometimes just important. We encounter a series of fascinating and instructive parables, in which one shattered illusion is replaced by another, and each new one is stronger than the last.

The project won the Second Competition for Museum and Exhibition Grants of the Russian Jewish Congress.

We would like to express our gratitude to Sergei Adonyev, the initiator and sponsor of The Legacy of Salomon Maimon series, and series executive editor Semyon Yakerson for the right to use the text of Salomon Maimon's Autobiography.

We would like to thank the Museum of Moscow (and Anna Trapkova personally), and the Museum of Jewish History (Sergei Ustinov personally) for their aid in organizing the filming.

О жанре и форме. Как объяснить то, чего никогда не было, а при этом так очевидно, что кажется существовало всегда? Можно попробовать через систему отрицаний: это не спектакль, так как в нем нет живых актеров; это не фильм, так как изображение не помещается на экран; это не инсталляция, так как основным содержанием не является визуальный образ. Или, наоборот, через принятие – поглощение: это спектакль, так как расположен в театре и актеры (хоть и не живые) играют на воображаемой сцене; это фильм, так как все действие транслирует проекция (и ничего более); это инсталляция в том смысле, что это специально созданная самодостаточная конструкция, производящая действие, образы и смыслы. Можно попробовать конструировать новые словосочетания: медиатеатр, цифровой вертеп, киноинсталляция и т. д. Но все это скорее запутает зрителя, да и нас самих, уведя в попытку объяснить форму, отвлекая от того, что это есть, о чем все это и про что. Мы окажемся в сладостной иллюзии новой формы. По крайней мере со мной так часто случалось, да и с нашим главным героем тоже. Ну, в конце концов, форма и форма, новая и новая, мало ли в мире новых форм каждый день рождается? А зрителю из этого абзаца может показаться, что ему предстоит столкнуться с чем-то сложным и непонятным. Спешу заметить, что это всего лишь иллюзия, ну да черт с ними, с иллюзиями! Поговорим о том, что это: Соломон Маймон родился в маленьком еврейском местечке. С детства он проявлял разнообразные таланты, которые позволяли ему достичь существенных успехов в той или иной области и занять хорошее место и положение. Но каждый раз добиваясь результата и хорошего положения, он обнаруживал границы этого мира и, стремясь к совершенству, отправлялся во всё новые и новые приключения. Он так и не стал врачом, учителем, раввином, спектаклем, фильмом и инсталляцией. Кем он стал, чем все закончилось и что все это такое, решать вам, дорогие зрители. Как говорят перед просмотром: хороших вам иллюзий.
Андрей Сильвестров
Стоит отметить форму репрезентации, которую режиссер и художник придумали для этого произведения. Автобиография Маймона написана в XVIII веке и принадлежит определенной культурной эпохе. Для европейца это было время, когда театр имел неоспоримое первенство в мастерстве создания иллюзий для зрителя. Волшебный фонарь и сцена-коробка; расписанные по законам прямой перспективы декорации и напудренные актеры в нарочито ярких костюмах – все это играло роль в создании развлекательного эффекта для зрителя, еще не знавшего механистического серийного производства и показа движущихся изображений. Для человека XXI века, который имеет отношения с самыми разными технологиями киноиндустрии, раек или кукольный театрик уже даже не позапрошлый век. Однако при работе с материалом, несущим отпечаток своей эпохи, всегда хорошо найти уникальный художественный ход. В данном случае он найден в концептуальной игре в барокко, понимаемой через синтез разных медиатехник. Что такое «Жизнь и необыкновенные приключения Соломона Маймона»? Это произведение медиаискусства, в котором актеры и декорации существуют словно они на сцене театра; аудиовизуальное отображение которого вписано в материальный объект, словно это инсталляция в музейном пространстве; и при показе которого работает принцип киносеанса.
Люся Артемьева
Что общего между «Исповедью» Августина и «Исповедью» Руссо? Конечно, не только название, главное – жанр автобиографии, связанный с формированием концепции индивидуальности и индивидуального мировосприятия. В традиционной еврейской культуре, ориентированной на коллективное сознание, такого жанра долгое время не существовало. Одно из первых произведений подобного рода – «Автобиография» Соломона Маймона, выходца из еврейского местечка, который впоследствии стал одним из выдающихся философов своего времени, оригинальным критиком трансцендентальной философии Канта. Как местечковый еврей, не получивший никакого светского образования, смог оказаться в кругу европейской интеллектуальной элиты? Возможна ли радикальная смена парадигмы мышления без посторонней помощи? Какие проблемы встают перед человеком, обладающим критическим мышлением, в традиционном обществе? На эти вопросы отвечает «Автобиография». Но уникальность этого произведения еще и в том, что это наиболее раннее из известных нам свидетельств об укладе жизни еврейского местечка в Польше и Литве второй половины XVIII в. Свидетельство от первого лица, написанное живым языком, изобилующее деталями и подробностями, которых не встретишь в книгах по истории. Здесь и вопросы о Боге, возникающие у ребенка, и яркие образы польских панов, арендаторов, меламедов, знахарей, хасидов; первое пробуждение сексуального влечения, механика брака в традиционной среде, женитьба в 11 лет, отчаянная борьба с тещей, тайное увлечение астрономией и т. д., и т. п. Авторы спектакля-инсталляции ставили перед собой задачу не просто воспроизвести мир, описываемый в «Автобиографии» Маймона, но с помощью системы визуальных образов отразить модель борьбы яркой индивидуальности с окружающим миром, полным предрассудков и затягивающих форматов; сложный, порой мучительный, усеянный соблазнами путь к лучшему себе, к высшему знанию.
Ури Гершович
«Жизнь и невероятные приключения Соломона Маймона» — это мультимедиа-спектакль малой формы. Его можно назвать и видео-арт-инсталляцией. Но в контексте театрального пространства и специфики нарратива мы имеем дело все-таки со спектаклем. Это такой «житийный» спектакль, видеовертеп. Отсюда и принцип архитектуры со множеством окошек. При этом сценография со сценическим фасадом и просцениумом античного театра формирует тип универсального театрального пространства и предоставляет возможность ставить в нем как продолжение «Приключений Маймона», так и другие спектакли. В основе пьесы лежит книга Соломона Маймона «Автобиография». В связи с этим видеосценография основана на принципе коллажа из книжных страниц, иллюстраций и прочей печатной графики XVIII – XIX веков. Этот принцип важен еще и в связи с характером действия, которое представляет собой, по сути, диалог книжной иудейской культуры со светской, энциклопедической культурой эпохи Просвещения.
Степан Лукьянов