КиноТеатр: новые постановки, которые стоит увидеть

Инна Логунова, Posta-magazine.ru, 4 October 2016

Электротеатр «Станиславский» открыл долгожданную Малую сцену дебютным спектаклем молодого режиссера Евгения Беднякова «Фантазии Фарятьева» по пьесе Аллы Соколовой. (В 1979 году Илья Авербах снял по ней одноименный фильм с Мариной Нееловой и Андреем Мироновым в главных ролях.) О чем это? О поисках счастья, такого хрупкого и эфемерного. О том, что для каждого оно свое, и невозможно осчастливить насильно. О любви и одиночестве. Нелепый стоматолог Фарятьев, которого стечение обстоятельств привело в жизнь трех одиноких женщин, матери и ее взрослых дочерей, мечтает о прекрасном мире будущего. В своих грезах он построил маленькое индивидуальное счастье, к которому считает себя обязанным приобщить и этих «опекаемых» им женщин — а, по сути, жертв. В своем мессианском угаре он даже не допускает мысли о том, что мечты каждой из них расходятся с его собственными. Так жизненная и любовная драма выходит на другой уровень обобщения, с отсылками к тоталитарной истории XX века: неслучайны здесь и кожаное военное пальто Фарятьева, и его пламенные речи с интонациями диктатора, сменяющиеся невнятным, неуверенным лепетом. Похожая на злобную паучиху тетя главного героя, которая называет его не иначе как «Павлушенька», — еще один пример «тоталитарной любви», скрывающей за благостной риторикой эгоцентризм и желание подавлять.

В лаконичной сценографии, которая по ходу действия легко трансформируется с помощью свето- и видеоарта, считываются отсылки к кинематографу — ванная с кафельной плиткой на стене напоминает одновременно о «Психо» Хичкока и пыточных камерах. Здесь все на грани сна и фантазии, прошлого и будущего, между которыми прорисовывается настоящее — единственно возможная и правдивая реальность.