Уважаемые гости! В фойе театра проходит выставка Андрея Безукладникова «Эхо андеграунда». Часы работы: ежедневно с 11:00 до 22:00.

Фото: Алексей Сысоев
12 December, 19:00
Concert, Foyer

Смятение чувств

Серия перформативных концертов для ударных. Концерт I
About
16+
Book tickets from 500 ₽
Share this:

Концерт 2. «Невозможный язык»
Концерт 3

Тон де Леу МИДАРЕ для маримбы
Кайа Саариахо ШЕСТЬ ЯПОНСКИХ САДОВ для ударных и электроники
Пьерлуиджи Биллоне MANI.DE LEONARDIS для рессор и стекла
Хельмут Эринг FOXFIRE DREI для ударных (российская премьера)
Майкл Финнисси HINOMI для ударных

В концерте участвуют:  Дмитрий Щелкин (ударные)
                                        Владимир Горлинский (электроника)

Пьеса Тона де Леу для маримбы 1976 года «Midare» была вначале столь перегружена различными техниками нотации и звукоизвлечения, что автор позже упразднил часть из них, заметив, что иначе слишком напоминает «свободные 60-е».
Мидаре (вариант перевода - «смятение чувств») — композиция в традиционной японской инструментальной музыке для кото. При этом автор предпослал трём частям названия Дзё, Ха и Кю, сопроводив их иероглифами. Японист Вера Маркова интерпретировала их в контексте традиционной музыки театра Но: первая часть — выход актера; вторая — драматический монолог героя и комментарии «хора»; третья часть — стремительный танец. Собственно партитура Де Леу этой программе почти не соответствует, являясь совершенно особым авторским взглядом на японскую культуру, и поныне одним из самых своеобразных и глубоких сочинений для сольной маримбы.

«Шесть японских садов» (1994) Кайи Саариахо — шесть образцов музыкальной статики, или музыкальной скульптуры, реализованных при помощи зачастую весьма простых средств, несмотря на большое разнообразие источников звука. Электронная часть композиции подготовлена в IRCAMе.

Mani.De Leonardis (2004) Пьерлуиджи Биллоне — масштабное исследование формы и звучания объектов, по словам автора, «не имеющих ни верха, ни основания, ни лицевой стороны», — стальных спиралей, рессор. Ключевое условие этого исследования — появление категории «слушающей руки».

Слово «Foxfire» в пьесе Хельмута Эринга означает специфическое природное явление: фосфоресцирующий свет (тление) у некоторых видов грибов. В контексте, который подразумевает Эринг, ему больше соответствовал бы вольный перевод вроде «Гори-гори ясно». Речь идет о команде введения смертельной инъекции (третьей из трех) в процедуре смертной казни, на жаргоне тюремных врачей.

Майкл Финнисси — «Ференц Лист Новой Сложности», как его иногда называют. Это справедливо для его фортепианных сочинений, но с перкуссией дело обстоит иначе. Если конструкции Брайана Фернихоу определены полифонией, то Финнисси как будто концентрируется на одной линии/голосе, сообщая ей значительное напряжение. Вместо механизма — одна-единственная пружина, но бесконечно «модулируемая».
Предельно эластичное (экстремально сжимающееся и растягивающееся) музыкальное время, огромный динамический диапазон, крайне компактный (а точнее — аскетичный) инструментарий, единство графического представления и предполагаемого звукового результата, усиленное своеобразием авторской каллиграфии. Японское слово «hinomi» означает «дозорная башня» или «башня сигналов о бедствии».

Выступления Дмитрия Щёлкина чрезвычайно перформативны: это не только концерты, но еще и действие, ритуал. Помимо использования очень редких ударных инструментов, исполняются музыки, написанные для «звуковых объектов» — обычных предметов, трактуемых как музыкальные инструменты, а также – различных электронных устройств.
По охвату исполняемой музыки цикл концертов является гидом по композиторам XX—XXI века, пропущенным через призму того, что писалось для ударных инструментов.
Дмитрий Щёлкин. Выпусник Московской консерватории с отличием (класс Марка Пекарского), участник семинаров современной музыки в Трстенице (Чехия), академии IMPULS в Граце (Австрия), Дармштадских летних курсов (мастерские Кристиана Дирштайна и Мигеля Берната), мастерской Джеффа Бера по интерпретации Zyklus #9 Карлхайнца Штокхаузена, мастер-классов Жана Жоффруа, Эммануэля Сежурне, Петера Проммеля и Арнольда Мариниссена в Эйндховене (Нидерланды). Выступает как солист и ансамблевый музыкант. Его сольный репертуар охватывает диапазон от эпохи Возрождения (лютневые и клавирные композиции, исполняемые на клавиатурной перкуссии) до новейшего академического авангарда начала XXI века.

Дмитрий Щёлкин — первый исполнитель в России сольных сочинений Сальваторе Шаррино, Хельмута Лахенмана, Жоржа Апергиса (с Ю. Фавориным), Майкла Финнисси, Франко Донатони, Франсуа-Бернара Маша, Пера Норгарда, Кевина Воланса. В качестве солиста и камерного музыканта осуществил множество российских и мировых премьер. Участник Ансамбля Марка Пекарского. В 2006-2012 гг. — участник ансамбля «Студия новой музыки». Сотрудничал с различными ансамблями современной музыки, в том числе «Tra I Tempi» (Бонн), «Alter Ego»(Рим), камерными оркестрами, ансамблями старинной музыки. Как исполнитель на фортепиано, клавесине и органе-позитиве выступал с ансамблем старинной музыки Московской консерватории и ансамблем Марка Пекарского. Один из организаторов группы импровизационной музыки «ERROR 404» (вместе с Алексеем Сысоевым и Юрием Фавориным). Сотрудничал с Центром электроакустической музыки Московской консерватории. Участник различных междисциплинарных и театральных проектов.

Выступал в Армении, Грузии, Азербайджане, Латвии, Чехии, Германии, Испании, Италии, Франции, Бельгии, Нидерландах, Швейцарии. Участник международных фестивалей, среди них: фестиваль-школа «Территория», «Московский форум», Darmstädter Ferienkurse (Дармштадт), La Biennale di Venezia (Венеция), «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», MANCA (Ницца), Schleswig-Holstein (Гамбург).