5 June, 21:00
Film, Theatre Yard

FOR MARX...

Программа летнего кинотеатра СИНЕ ФАНТОМ
Svetlana Baskova
AboutOrganizers
16+
Book tickets
Share this:

The lm is about a clash between workers from the Soviet generations and wild realities of Russian capitalism. The plot is based on a real story of today’s crisis when production owners sort out their problems by means of cutting workers’ wages which are anyway low.

The shootings were held in Cherepovets, Nijny Novgorod, Yaroslavl and Moscow (ZIL Factory and the Fabrica project).

2010. Russia. The main hero, a factory worker, joins an independent trade union at the factory he works for. Having witnessed the trade union leader being murdered and due to administration‘s blackmailing him, he betrays his friends. A class con ict arises and provokes the hero into a humane riot.

The idea is to show the duality of Russian mentality which paradoxically combines cruelty and placidity, loyalty to the agenda and betrayal, envy and friendship.

Read more

 

Отзывы кинокритиков 

««За Маркса...» – самая страшная и печальная работа Светланы Басковой. Выдающийся режиссёр с уникальным стилем и, что важнее любого стиля, даром глубокого и точного социального анализа, сделала грубый – как его герои-рабочие – фильм, с саркастической ненавистью по отношению к власть имущим и нежностью по отношению к маргинальным персонажам-пролетариям (сцена, в которой рабочие-киноклубники на проходной обсуждают полярные системы драматического искусства и Годара, может и рассмешить, и растрогать до слез). Сергей Пахомов, постоянный артист Басковой, играет трагедию маленького человека, сломанного системой, падшего, однако же утянувшего в свой ад и олигархического героя Владимира Епифанцева – актер вернулся в мир Басковой, вновь в образе вечного пахомовского антагониста». Вадим Рутковский


«За Маркса...» есть ни что иное, как «Стачка» нашего времени, снятая , впрочем, не в плакатно-агрессивной стилистике Эйзеншейтна, а , напротив, с годаровской отсраненностью. Это не набатный бой, а доходчивое руководство по противодействию эксплуатации. Главный герой у Светланы Басковой – не преисполенная благородной ярости толпа, но маленький человек, схематичный двойник предполагаемого зрителя, нерешительный, боязливый и сомневающийся. Именно ему — пролетарию, отчужденному, кажется, даже от самого себя, и указывает путь товарищ Баскова. Кажется. Пока это единственно внятный российский ответ на вечно актуальный годаровский вопрос «как снимать политические фильмы политически?». Василий Корецкий, OpenSpace


«За Маркса…» восполняет зияющую брешь в российском авторском кинематографе: это подлинно социальное кино. Идейно наследуя Брехту, режиссер в своей стилистике приближается к документальным картинам Кена Лоуча о борьбе пролетариев с ползучим тэтчеризмом. При всей бескомпромиссности политического посыла и истинно марксистского пафоса, фильм полон нежности по отношению к персонажам. Рабочие с провинциального завода здесь – люди мыслящие, читающие, говорящие; в общем, люди, а не микросхемы». Антон Долин



«Перед нами – не просто свежая картина, снятая Светланой Басковой после продолжительного перерыва; это во всех смыслах новая и непривычная работа, открывающая новый этап в фильмографии этого автора. Один из самых радикальных русских режиссеров второй половины 90-х и первой половины 00-х, Баскова исследовала постсоветский социум и человека в нем с последовательностью археолога, снимающего слой за слоем, уровень за уровнем, все дальше уходя от места самых первых своих поисков – и больше к ним не возвращаясь. Менялись интерьеры, жанры, темы, конъюнктура, но не социальная направленность ее картин, достигшая апофеоза в «Марксе». Не всякий зритель распознает в этом фильме автора «5 бутылок водки»  или «Моцарта», ведь за эти годы режиссер прошел путь от трудных для простого зрителя и агрессивных фильмов «не для всех», близких к авангарду и contemporary art, до предельно ясного, прозрачного, демократичного искусства, прямо обращенного к народу». Евгений Майзель


Organizers

CINE FANTOM Film Club